Рубрики

Автопроизводители сразятся друг с другом в “Формуле Е”

12:44 22-08-2017

Одна за другой компании из числа крупнейших объявляют об изменениях в спортивной программе. Новая площадка появилась всего три года назад, а совсем скоро в ней будет больше заводских команд, чем в период засилья официальных коллективов в “Формуле 1”.

Место встречи изменить

Одна за другой компании из числа крупнейших объявляют об изменениях в спортивной программе. Новая площадка появилась всего три года назад, а совсем скоро в ней будет больше заводских команд, чем в период засилья официальных коллективов в “Формуле 1”.


Загибайте пальцы. В “Формуле E” уже тем или иным образом представлены бренды DS, Jaguar, Audi и Renault. У них есть либо собственные команды, либо партнеры, но так или иначе все они в ближайшем будущем планируют развивать программы. И в конечном итоге почти наверняка обзаведутся собственными заводскими коллективами. Но самый мощный эффект вызвали заявления от Mercedes-Benz и Porsche этим летом. С перерывом в несколько недель обе марки объявили не только о том, что перейдут в новую серию, но и о закрытии собственных программ в других популярных чемпионатах. Два немецких гиганта присоединятся к третьему: немногим ранее о начале полноценной кампании в “Формуле E” официально объявила BMW. То есть всего через пару лет в одном чемпионате окажутся как минимум семь автопроизводителей из числа крупнейших в мире. Такого не было даже в “Формуле 1” в середине 2000-х, когда число заводских команд в ней достигло своего максимума.

Речь идет о чемпионате, созданном всего три с небольшим года назад. “Формула E” – первая в мире серия, где на старт гонок выходят автомобили, работающие исключительно на электроэнергии. Очевидно, что именно она сейчас является наиболее релевантной, если говорить о технологиях будущего. Производители уделяют направлению все большее внимание, а правительства многих стран уже готовят законопроекты о запрете на использование чисто бензиновых или дизельных автомобилей. Очевидно, что этого не случится еще по крайней мере несколько десятков лет, но внимание автогигантов к “Формуле E” уже само по себе можно считать демонстрацией их видения развития отрасли в будущем.

Программы в “Формуле E” для многих из них – это не просто возможность в конкурентной среде доказать преимущество своих технологий: многие будут стараться использовать автомобильный спорт не только для демонстрации этих достижений, но и для их активного развития. Подобные схемы работают не всегда, но когда речь заходит о столь молодом направлении, то спортивная программа может стать ощутимым импульсом. Недаром та же Audi обкатывала многие решения, которые затем применялись в конструкции дорожных моделей, в “24 часах Ле-Мана”.


  У промоутера “Формулы E” Алехандро Агага есть повод быть довольным –
  еще немного и в его серии соберется с десяток производителей.

 

При этом у “Формулы E” есть и еще один несомненный плюс. По сравнению со многими другими чемпионатами в молодой серии пока не столь серьезные бюджеты. И для тех же Mercedes-Benz с Porsche выбор вектора был сравнительно нетрудным. Первая, чтобы начать программу в “Формуле E”, уведет собственную команду из DTM, вторая – перестанет участвовать в чемпионате мира по гонкам на выносливость и “24 часах Ле-Мана”. В краткосрочной перспективе и те и другие даже сэкономят. Ведь в настоящий момент регламент “Формулы E” составлен таким образом, что у производителей пока нет нужды выделять на программу в серии огромные средства. Сейчас они, скорее, примеряются к новой возможности, спеша вскочить на подножку поезда, пока он еще не слишком разогнался.


Что будет с другими сериями?

Приток производителей в “Формулу E” способствовал созданию кризисных ситуаций в других чемпионатах. Так, Mercedes-Benz доставил кучу проблем организаторам DTM. В немецкой кузовной серии представлены машины всего трех марок, и уход одной из них неминуемо привел бы к неприятным последствиям. Но еще хуже для DTM то, что покинуть серию решил именно штутгартский производитель: Mercedes-Benz – единственная марка, которая была представлена в DTM с момента возрождения немецкого кузовного чемпионата в 2000 году. Сейчас организаторы серии потеряли своего ключевого партнера. Команда останется в чемпионате в следующем сезоне, но он станет для Mercedes-Benz последним. “Формула E” показалась руководству компании более привлекательным вариантом.

В DTM остались только Audi и BMW, которым, если они хотят поддержать уровень чемпионата, нужно увеличить количество выставляемых на старт машин на треть каждой, а вместе с этим, соответственно, увеличить и бюджет. Решатся ли они на такой шаг? Или посчитают, что выгоднее пустить деньги на другой проект? В конце концов, у Audi и BMW также есть программы в “Формуле E”.


  Привычный антураж гонок электрической серии – городские
  пейзажи и бетонные блоки, обрамляющие трассу.

 

Интересны комментарии представителей этих команд. Узнав о решении Mercedes-Benz, они пока не стали объявлять о своих намерениях. Многие считают, что серия оказалась на грани закрытия. Несмотря на планы по экспансии, новые рынки покорить DTM, по сути, не удалось: на выездных этапах немецкой серии собирается все меньше болельщиков, а проект сотрудничества с японской серией Super GT пока буксует. Руководство DTM планировало создать с этим чемпионатом единый регламент, чтобы привлечь в серию производителей из Японии. Но пока проект далек от реализации. Были планы и по созданию родственной серии в Америке, но там у DTM очень сильный конкурент в лице NASCAR. Слишком дорогая DTM, скорее всего, просто не приживется за океаном, где к гонкам совершенно иной подход.


> Массовая миграция производителей в “Формулу E” – тревожный звонок и для топового чемпионата планеты.


Еще хуже ситуация в WEC. В топовом классе LMP1 в следующем году останется в лучшем случае лишь одна заводская команда – это “Toyota”. После окончания прошлого сезона оттуда ушла Audi, теперь же не станет и Porsche, которая выиграла три последних марафона в Ле-Мане. У кризиса WEC помимо появления “Формулы E” есть и еще одна причина: производители взвинтили бюджеты, и сейчас участие в чемпионате им обходится почти в те же суммы, что тратят топовые команды в “Ф 1”. При этом по популярности и охвату аудитории в WEC с “Большими призами” сравниться может лишь одна гонка в году – “24 часа Ле-Мана”. Такой интерес к ней был в последние сезоны обусловлен именно наличием трех крупных производителей. Они вкладывали в маркетинговые кампании огромные деньги, привлекали звездных пилотов, в том числе из “Ф 1”, но у следующего “Ле-Мана” слишком блеклая афиша.


  Самой эффективной в серии пока является машина команды “Renault e.Dams”,
  но скоро конкуренция станет жестче.

 

Без реформ WEC не обойтись, ведь в последние годы стратегия организаторов строилась именно на том, чтобы привлекать в чемпионат крупные компании. Именно для этого был создан “гибридный” регламент, но теперь на гоночной карте планеты появилась еще более прогрессивная серия. Сражение за звание самой привлекательной для производителей серии проиграно. Так что реальный чемпионат для обкатки технологий будущего – это “Формула E”.


Угроза для “Формулы 1”?

Массовая миграция производителей в “Формулу E” – тревожный звонок и для топового чемпионата планеты. “Ф 1” тоже участвовала в борьбе за их внимание, перейдя в 2014 году на новый регламент. В “Больших призах” также сейчас используются гибридные силовые установки, что по задумке должно было стать приманкой для крупных игроков, но ход оправдался лишь отчасти. Новый регламент позволил “Ф 1” удержать Renault и Mercedes-Benz, а также привлечь Honda. Но опыт последней в чемпионате, скорее всего, отпугнул остальных. Новые правила столь сложны, что на создание конкурентоспособного двигателя в “Ф 1” может уйти несколько лет. Та же Honda до сих пор не может подтянуться к соперникам, несмотря на то что начала работать над проектом еще пять лет назад.

С другой стороны, “Формулу E” пока сложно назвать серьезным конкурентом “Формуле 1”. У последней есть очень сильный козырь – обширная аудитория. В обозримом будущем ни одна из серий не сможет сравниться с “Ф 1” в популярности, а значит, и охвате. Выгода от участия в “Больших призах” очевидна. А большой маркетинговой отдачи от “Формулы E” ждать точно не приходится, по крайней мере в краткосрочной перспективе.


  Jaguar провела в чемпионате первый полный сезон в этом году
  и теперь дожидается других производителей.

 

Два чемпионата отличаются кардинально. Организаторы “Формулы E” нарочито сторонятся сравнений. Здесь все уникально, не только автомобили. Заезды проводятся исключительно на городских трассах, в крупных мегаполисах. Это часть стратегии: так “Формула E” в том числе демонстрирует релевантность с дорожными машинами – или их будущим. Но это и вынужденная мера тоже. Городские трассы – медленные, и это отчасти помогает скрыть главный недостаток машин. Технологии еще настолько незрелы, что пока полностью работающие на электрической энергии болиды “Формулы E”, по сути, не быстрее юниорской “Формулы 4”. Это результат того, что двигатели пока не слишком производительны, а батареи все еще очень много весят. Городские трассы со множеством шикан слегка маскируют этот недостаток, но так или иначе даже по телевизионной картинке понятно, что “Формула E” – далеко не самая быстрая гоночная машина на планете. Еще один факт: заряда батарей пока не хватает, чтобы проезжать дистанцию часовой гонки без смены машины. Каждый пилот в течение основного заезда пересаживается на пит-лейне из одной “формулы” в другую, что ясно демонстрирует, насколько сырыми пока являются технологии.

Приход производителей для “Формулы E” позитивен еще и поэтому. С их возможностями, подкрепляемыми желанием выиграть, технологии будут развиваться быстрее. Но пока для “Формулы 1” это точно не угроза, потому что самые быстрые и совершенные машины, а также самые звездные пилоты – по-прежнему у нее. Но “Формула E” уже поставила весь мир автомобильного спорта на порог масштабных реформ. Сейчас о них задумались в DTM и WEC. Возможно, потом такая необходимость встанет перед организаторами и других чемпионатов.


  В “Формуле E” повышенный спрос на бывших пилотов “Ф 1”. Действующий чемпион
  Лукас ди Грасси провел там всего один сезон, но сейчас является одним
  из сильнейших в самой быстрорастущей серии.

 

Для устроителей “Формулы E” теперь главная задача – правильно распорядиться сложившейся ситуацией. Столь пристального внимания к какой-либо из гонок производители, пожалуй, не проявляли еще вообще никогда. Но для чемпионата такой приток гигантов может стать бомбой замедленного действия. Пока стоимость участия в проекте является сравнительно небольшой, но в скором будущем производители сами могут взвинтить бюджеты в попытках переиграть друг друга. Такое уже было не раз. Как в “Формуле 1”, так и в WEC, где Audi, Porsche и Toyota устроили гонку вооружений.

Совсем скоро компании захотят влиять на формирование облика чемпионата, а бюджеты неминуемо начнут расти. Вопрос лишь в том, на сколько. Проект “Формулы E” оказался очень привлекательным для производителей. Но главная задача для серии теперь – продолжать такой же оставаться.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: