Рубрики

Шестерка без козырей

8:01 12-12-2020

Или почему в автомобильном спорте не прижились шестиколёсные гоночные машины.

Автогонки — двигатель прогресса. Именно в гонках родилось многое, без чего почти невозможно представить современный автомобиль. В частности — зеркало заднего вида или независимая подвеска… Но были и решения, которые остались непринятой фантастикой. Один из ярких примеров — шестиколёсные гоночные аппараты.   

Владимир Башмаков

Во все тяжкие

Вопреки распространенному мнению, шестиколёсные гоночные машины придумали вовсе не в Формуле 1 и не в 70-х. Ещё в 30-е годы немецкие команды Auto Union и Mercedes адаптировали свои автомобили из Чемпионата Европы Гран-При. Как известно, эти состязания предшествовали Формуле 1. Их цель заключалась в скоростном подъёме на холм. Конструкторы добавляли дополнительные задние колёса с каждой стороны на заднюю ось. В частности, можно найти фотографии Auto Union Type C и Mercedes W125 с этим решением.

Auto Union Type C

У ходивших в соперниках итальянцев тоже была своя версия шестиколёсной машины — Alfa Romeo 8c/35.  В 1948-49 годах на старт гонки 500 миль Индианаполиса вышел шестиколёсный автомобиль Pat Clancy Special причем с двумя задними осями.

Pat Clancy Special

Конструктор машины, Пэт Кланси был владельцем компании, занимавшейся грузоперевозками. На эксперимент его вдохновили как раз тяжёлые машины. Он решил, что раз грузовикам такое решение обеспечивает большее сцепление с дорогой, то и в гонках это сработает. Но в дебютный год Билли Девор финишировал на этом чуде техники лишь двенадцатым. Тогда как Джеки Холмса, управлявшего этой же машиной в следующем сезоне, подвёл приводной вал. Впрочем, в то время даже просто попасть на старт Инди 500 было большим достижением.

Pat Clancy Special

«Формула 6/1»

И все-таки самый известный шестиколёсный гоночный автомобиль —  это действительно болид Формулы 1. Более того, Tyrrell P34 – единственный аппарат, который участвовал в королевских гонках. Именно за его рулем пилот Джоди Шектер выиграл Гран-При Швеции в 1976 году. А ведь еще в активе «тридцать четверки» и восемь вторых мест.

Дерек Гарнет, конструктор этого чуда техники, с помощью двух лишних колес – простите за каламбур — убил сразу двух зайцев. В те годы максимальная ширина переднего крыла по техническому регламенту составляла полтора метра. Диски на фронтальной части выступали вбок и вверх. Но одиночные маленькие «катки» не обеспечивали ни достаточного сцепления с трассой, ни требуемую тормозную силу, ведь тормоза у таких колёс тоже были гораздо меньше. Установка парных передних колёс, которые стояли друг за другом и размер которых был уменьшен с 40 до 25 см, позволила решить сразу обе задачи. Еще одной конструктивной удачей стало снижение общего лобового сопротивления. Кроме того, удалость очистить от турбуленции потоки воздуха, идущие к заднему крылу. Конечно, были и побочные эффекты. Например, более сложным вышло рулевое управление, заметно увеличился вес передней подвески.

Увы, успех Шектера не имел продолжения. Когда в 1977-м году его в команде заменил Ронни Петерсон и машину модифицировали под рост нового пилота, она получилась медленнее. Ну а Tyrrell 78-го года уже имел четыре колеса. Тем не менее пример «тридцать четверки» оказался на какое-то время заразительным для других команд.

Робин Херд  из британской команды March  спроектировал автомобиль, у которого все шесть колёс были одинаковыми по размеру. Спаренные задние колёса здесь были ведущими, что должно было обеспечить преимущество при выходе из поворотов. Для успешного воплощения других инженерных находок требовались, однако, значительные средства. А лишними деньгами на тот момент команда March не располагала.

March 2-4-0

Фактически машину собирали в тихом углу базы в Байсестере силами лишь одного механика. На тестах, которые к тому же прошли в дождь,  сразу «вылезли» проблемы с коробкой передач. И этот автомобиль, получивший большой интерес прессы, дальше пары испытаний и первых страниц спортивных журналов никуда не уехал.

Жеребец о шести ногах

Был проект шестиколёсной машины и конюшни Ferrari. Итальянцы свою разработку старались держать в тайне. Когда же фотографии болида 312T6 стали появляться в прессе, многие любители спорта восприняли их с недоверием. Ведь чудеса фотомонтажа существовали задолго до появления «фотошопа». Но машина тем не менее была реальной. Ее тестами занимался преимущественно Ники Лауда. Впрочем, позже нетривиальную разработку также опробовали Карлос Рёйтиман и Джорджио Энрико.

Ferrari 312T6

В отличие от других шестиколёсных автомобилей, у Ferrari маленькие задние колёса стояли не друг за другом, а по два на каждой оси. Совсем как у «ГАЗели».  Машина получилась неплохой, но у нее тоже был лишний вес. Кроме того, первая версия оказалась со слишком широкой «кормой», и инженеры Ferrari как следует потрудились, чтобы сузить ее до ширины, положенной по регламенту. С финансами  в Маранелло в те годы дела обстояли хорошо, и команде удалось решить и другие попутные технические проблемы. В частности, справиться с увеличенной нагрузкой на коробку передач и заднюю подвеску. Главный пилот команды Ники Лауда твердо верил в проект. Но в намеченном для старта 78-м году болид так и не вышел на трассу,  хотя и был признан легальным, А через четыре года шестиколёсные машины в Формуле 1 запретили.

Последним экспериментом в истории подобных машин стал автомобиль Williams FW08B. Пробная версия появилась осенью 81 года. Еще одна как раз перед запретом.  Обратиться к идее шести колес команде Williams пришлось из-за недостатка лошадиных сил. Тягаться с турбомоторами Ferrari и Renault,  имея лишь старый добрый атмосферник Cosworth становилось все сложнее. Лишняя пара колес позволяла компенсировать отставание аж в 180 л.с.!

Williams FW08B

Интересно, что в проектировании машины принимали участие молодые инженеры Нил Отли и Росс Браун, впоследствие занимавшие ведущие технические посты в McLaren и Ferrari соответственно.

Тесты шестиколесника на извилистой трассе во Франции показали, что в медленных поворотах он ведёт себя хорошо. Команда была всерьёз намерена выставить машину в 1982 году. Конструкторам удалось решить все сложности, связанные с коробкой передач, которая выдерживала нагрузку вибраций от четырёх ведущих колёс. Но слухи об эксперименте дошли до федерации автоспорта, где не без основания стали переживать, что копирование машины повысит расходы команд. В итоге FIA  остановила никому ненужную гонку вооружений.  Во благо собственно гонок.  

Новости Гран-При «Формулы 1» и авторские материалы газеты Клаксон читайте на канале Яндекс.Дзен
А это адрес официального сайта Формула 1 — https://www.formula1.com/

Последние новости Формулы 1: противостояние Льюиса Хэмильтона и Джорджа Рассела

Новости «Формулы Е» и Porsche

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Формула 1 читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон